Интересное рядом
Данная глава является продолжением первой главы, о древнем карьере на территории города Златоуста.
В самом начале своего исследования я затронул тему, которая, с одной стороны, показывает, как мало мы ещё знаем о мире вокруг нас. А с другой стороны, не сразу приходит осознание того, что здесь могло быть что-то интересное и грандиозное. Карьер? В центре города? Да ладно…А где следы?
Вопрос конечно хороший, какие следы могли остаться от карьера, да ещё и древнего.
Если сравнить его с карьерами из той же Америки, то какой-то он маленький получается. Даже по меркам современных карьеров он в принципе небольшой. Есть мысли, если можно так выразиться “точечный карьер”. Т.е. искали что-то конкретное, присуще только этому месту. Но то, что он существовал с самого начала строительства города, отображаясь сначала на рисунках, чуть позже на фотографиях – это факт.
Далее я приведу ещё несколько фотографий этого карьера, но немного с другого ракурса.
Эта фотография сделана с внутренней стороны завода, в месте где река Ай поворачивает почти на 90 градусов. (Проходка для экскаватора).
А вот эту фотографию я сделал сам.
В продолжении предыдущей фотографии – поворотный рукав. Оказывается, у нас его ещё называют Малый Косотур (сам узнал недавно).
Или рисунок.
В центре – гора Косотур, река Ай. Затем поворот и рукав – Малый Косотур.
Так какие следы может оставить карьер? Первое, что приходит на ум, если здесь грунт изъяли, то значит в переработанном виде он должен где-то лежать, т.е. у карьера должны быть отвалы. Но одно дело современные карьеры, отвалы которых несложно увидеть. Как искать отвалы древнего карьера? И где их искать?
Я долго думал на эту тему, пока, как говорится, не поднял голову и не увидел сам. Осознавая масштаб происходящего, всё оказалось не так уж и сложно.
Обратите внимание на рисунок (см. выше). На горе Косотур какие-то холмы. В том, что Косотур – это гора у меня сомнений не вызывает. НО. Как идёт этот хребет? Получается, что хребет виден только с юго-восточного склона. А с западного, северо-западного и северного расположены отвалы (зачем далеко ходить).
Ещё несколько (уже моих) фотографий отвалов с другого ракурса.
Это вид с Северо-Западной стороны города.
Обратите внимание на линии сопряжения “холмов”. Такие линии получаются если сначала высыпали одну кучу грунта, затем прямо вплотную другую, и потом ещё и ещё. На рисунке выше также присутствуют эти линии сопряжения. (Как будто небольшой овраг).
Обратите внимание на тень от “холмика” на деревьях, которая накрывает линию сопряжения.
Отвалы с северной стороны карьера (за Малым Косотуром).
Для сравнения я приведу несколько фотографий отвалов современного карьера медеплавильного комбината в городе Карабаш.
Как это всё похоже.
В пользу этой версии говорит ещё и тот факт, что на горе Косотур было мало растительности. На рисунках очень часто отображались отдельно стоящие деревья. А березняком эта гора покрылась сравнительно недавно.
Интересная фотография. Обратите внимание, в кадр попал кусочек горы Косотур – ни одного дерева не видно.
Коротко о главном…
Меня зовут Павел. Я сам являюсь коренным жителем города Златоуст. К слову очень живописного города, в любое время года.
По образованию я – инженер–строитель, и ещё со скамьи института из курса по инженерной геологии я помню, что такое “Кора выветривания”.
Немного информации.
Кора выветривания— это толща материнских пород верхней части литосферы (магматических, метаморфических или осадочных), преобразованных в континентальных условиях различными агентами (факторами) выветривания. От коренных пород отличается рыхлой структурой и химическим составом.
Кора выветривания характеризуется вертикальной зональностью— в верхней части породы наиболее разложены, содержат гидроксиды алюминия, железа, кремния. Следующая, каолиновая зона содержит гидроксиды железа. Третья зона, связана с распадом магматических пород. Ниже лежат породы, не подвергшиеся выветриванию. В основе коры выветривания часто находятся гипсовые и известняковые стяжения, в верхней части коры— накопление гидрослюд, монтмориллонитов.
Т.е. короче, если грунт не подвергался механическому воздействию и находится в естественном состоянии, то снизу залегают породы, не подвергшиеся распаду, выше распавшиеся на крупные фрагменты, ещё выше на более мелкие, и на самом верху мельчайшие фрагменты пород (супеси, суглинки, пески) и слой почвы сверху. И это правило верно для любых типов грунтов.
Следующий этап – рекогносцировка на местности. Если на этих “холмах” окажется, что целостность грунта нарушена, а я думаю, что грунт, там перевёрнутый “с ног на голову”, то версия отвалов подтвердится. К слову сказать, версию выемки грунта рабочими для строительства завода я также рассматривал, но там вопросов ещё больше возникает. Как и чем они копали, как перевозили грунт, а это в основном сланцевые породы с толщиной слоёв до полуметра, а иногда и больше. И главное почему отвалы устроили сверху на горе, не легче ли было тащить вынутый грунт в сторону.
И ещё одна немаловажная деталь. Давайте вернёмся к рисунку (см. выше) горы Косотур. Обратите внимание как расположены цеха завода. Какая там ровная площадка получилась. Протяжённость цехов с небольшими строениями за ними не доходит до поворота реки ровно на половину расстояния. А грунт “сняли” далеко и после поворота реки. Строители завода? Не думаю. Масштабы не те. Зачем делать лишнюю работу по выемке грунта далеко за пределы завода, если для производства уже достаточно?
Это уже в наше время количество цехов стало намного больше и располагаются они до окончания горы Малый Косотур. А тогда строители и не думали о таком большом производстве, а просто осваивали “очень подходящую для этого территорию”, что подтверждается этим рисунком и фотографией вначале этой статьи.
Что дальше? Ну что ж, полезем в горы…
Продолжение следует….
Павел Носырев
.
Присоединяйтесь к нам!
ЭНИО - товары
Новости НИЦ ЭНИО
Получать новости НИЦ "ЭНИО"
на свой e-mail !
.