Карьер – Златоуст.
Всем привет.
Данная статья является продолжением моего расследования на тему древнего карьера в городе Златоуст.
В предыдущей части статьи я приводил несколько рисунков и фотографий гор Большой Косотур и Малый Косотур, расположенных в центре города Златоуста. Также была затронута тема отходов в процессе переработки грунта – отвалы карьера. Но в ходе сбора информации, анализа и рекогносцировки на местности мы пришли к выводу, что изначально мы неправильно сформулировали вопрос.
С самого начала задача была поставлена исследовать древний карьер в центре города. Но по ходу расследования мы его переосмыслили, и получается, что не карьер находится в центре города Златоуст, а весь город стоит в центре древнего карьера.
Но обо всём по порядку.
Во второй части первой главы я закончил разговор про отвалы на горе Косотур. Но после того как мы пришли на место, походили по вершине горы, то мы поняли, что ошиблись. То, что издалека выглядит как отвалы, в действительности отвалами не является. Это просто обман зрения.
Но отвалы мы всё-таки нашли, но “дебит с кредитом” у нас не сошёлся (чуть дальше я попробую изобразить небольшую схему расположения).
Растительность на горе Косотур очень сильно мешала наблюдению и фотографировать. Было принято решение дождаться зимы и попробовать сделать фотографии так сказать “на контрасте” снега, гор и без листвы на деревьях.
И то, что у нас получилось, приведено на следующих снимках.
Фото №1.
Вид на Большой Косотур с юго-восточной стороны. То, что мы вначале приняли за отвалы на самом деле – выемки, огромные выемки. Радиус некоторых больше 100 метров.
Фото №2 (с увеличением).
Фото №3 (с увеличением).
Фото №4 (с увеличением)
Фото №5 (с увеличением)
Фото №6. Тот же склон, но с другого ракурса.
Фото №7. Тот же склон, ракурс почти “анфас”.
Фото №8. Вершина горы Большой Косотур. Аккурат между выемками.
Слева – юго-восточный склон, справа – северо-западный. Снимок был сделан летом во время нашего похода.
Фото №9. Это снимок из предыдущей статьи. На нём также видны выемки.
Следующий наш объект был Малый Косотур. По ходу его осмотра мы также сделали несколько снимков. А также выяснили, что уже в наше время при строительстве некоторых цехов завода “Булат”, его немного “подрихтовали”.
Фото №10. Малый Косотур, вид с торца.
На фото №10 можно разглядеть как будто выемка. Но как раз эту часть “скосили” при строительстве завода. Есть более старые фотографии, на которых он прямой.
Фото №11. Малый Косотур, вид изнутри.
Как раз в том месте, где стоит цех (к сожалению уже всё заброшено). Одна интересная деталь – линия выше уровня здания. Она хоть и под наклоном, но почти прямая. Я думаю, что это уровень поверхности земли до разработки, который обнаружился в процессе строительства завода. Небольшие горки выше этой линии очень походят на то, как работает роторный экскаватор. Он также иногда оставляет горы грунта выше уровня разработки. Разница в размерах, я думаю из-за состава грунта. В некоторых карьерах он может быть более рыхлый и сыпучий – там получается меньше, а у нас – сплошные суглинки, глины и супеси и камни. Справа на снимке эта линия заканчивается, там недалеко начинается выемка на повороте к Большому Косотуру.
Фото №12. Малый Косотур, вид изнутри, но с другого ракурса.
Фото №13. Одна из старых фотографий Малого Косотура, вид изнутри. Видно, что склон ровный, и выемки перед поворотом к Большому Косотуру.
Фото №14. Схема расположения выемок и отвалов.
Анализируя нашу летнюю вылазку, мы пришли к выводу, что горы Большой и Малый Косотур образовались как раз в процессе разработки карьера.
Отвалы, которые мы нашли, по сравнению с объёмами выработки, не идут ни в какое сравнение. Да и истинную природу их происхождения для нас определить не представляется возможным. Дело всё в том, что со стороны отвалов проходит железная дорога, и это как раз больше походит на отходы её строительства, чем на отвалы данного карьера.
Если немножко отвлечься от Большого Косотура, так сказать расфокусировать зрение, то из фото №14 можно заметить, что горы на заднем плане слева и справа, а также и сам хребет Большой Косотур (его вершина) находятся как бы на одном уровне, исключая хребты Таганая на заднем плане. И если взять этот уровень за начальную точку, то можно предположить откуда пошла разработка грунта.
Фото №15. Схема разработки.
Красной линией помечено начало разработки – спуск с гор. Стрелками указано направление движения. Я думаю, что съём грунта скорее всего был в несколько слоёв, потому что выемки в хребте Большой Косотур находятся выше береговых линий и намного выше зеркала пруда.
Направления движения разработки я тоже указал не просто так. У меня есть также “ответные” снимки – с противоположной стороны.
Фото №16. 4 выемки напротив Большого Косотура.
И ещё один момент.
Склоны карьера по всему городу разные. Где-то более пологие, где-то более крутые. Но у любого карьера есть так называемые “ступени”–следы послойной разработки. Косвенно на это указывают каскады домов, особенно в частном секторе. Потому что одно дело строить капитальные многоэтажные дома, где задействовано огромное количество техники. И здесь как раз можно усомниться в правильности наблюдения. А совсем другое – дома частного сектора, где максимально используется местность строительства с учётом подведения дорог и подъездов к домам. В этом случае изменения рельефа местности минимальны.
Фото №17. Снимок №16 с увеличением. Также просматриваются цепочки домов частного сектора, которые, как я думаю, расположены на ступенях карьера. И опять же – послойная разработка.
Есть у нас в городе одна дорога, которая связывает центр с одним из его районов. Эта дорога идёт по улице Таганайская, начинается от здания администрации и заканчивается на проспекте Гагарина.
Чем она примечательна?
Она располагается на уступе горы. С одной стороны крутой обрыв, с другой стороны подъём.
Фото №18. Кусочек данной дороги: уровень – где-то 7-й этаж (по зданию слева) и направления движения. Выше этой дороги также просматриваются ступени послойной разработки.
Фото №19. Дорога, идущая вдоль домов справа. В этом месте “уступ” заканчивается и начинается более-менее пологий склон (следующее фото).
Фото №20. Проспект имени Ю.Гагарина. Склон пологий, но жилые дома стоят каскадно.
Фото №21. На самом“уступе” – есть одна ступень, высота которой варьируется где-то от уровня 3 до 5-и этажей. Максимальная высота всего “уступа” - на уровне 10-и этажного здания (может чуть выше).
Фото №22. Дома частного сектора, расположенные на ступени данного “уступа”.
Я сам считаю, что это самая большая и самая протяжённая ступень карьера в нашем городе.
Также мы сделали снимки других окрестных гор по разным районам города.
Фото №23. Район мет.завода. Жёлтые дома внизу – ул. Карла-Маркса.
И опять – выемка в горе на приличной высоте, а также каскадные цепочки домов частного сектора.
Фото №24. Выемка справа от предыдущего фото.
Фото №25. Выемка с фото №24, но с более близкого расстояния.
Фото №26. Каскады домов ниже выемок с фото №23, 24.
Фото №27. Место съёмки то же, что и на фото №26, только чуть ниже, и вид справа. Также виден “уступ” между домами на уровне 2-го этажа.
Конечно, как строитель я понимаю, что эти откосы могли появиться в процессе подготовки площадки для строительства современных домов. Но изначальный выбор самого места строительства и расположения домов имеет смысл, потому что строители всегда идут по пути уменьшения затрат. Нет смысла тупо копать гору, когда можно использовать “уже готовый рельеф” (сюда же ещё и дороги вести, и все сети подводить). Данные цепочки домов расположены на разных уровнях параллельно друг другу на протяжении примерно 600-700 метров. А если не принимать во внимание дома частного сектора на фото №23-25, то здесь получается 5 крупных “уступов” – перепадов – ступеней с перепадом высот где-то от 2-х до 3-х этажей каждая.
Отдельного внимания заслуживают “округлые” горы в районе Северо-Запада и некоторых других районов. На них также присутствуют ступени послойной карьерной разработки.
Фото №28. Район Северо-Запада, одна из таких округлых гор.
Фото №29. Эта же гора, только вид справа.
На фото №29 красным кружком я отметил один очень любопытный элемент этой горы. Этот элемент является как бы разделителем между двумя выработками. Одна слева – это округлая гора из фото №28. Вторая справа – уже в виде воронки (или чаши), в которой находится частный сектор.
Фото №30. “Разделительный” элемент между выработками.
Фото №31. Разработка в виде воронки. На самом деле их там две. Вторая намного меньше первой и находится выше (отмечена справа), поэтому с этого ракурса её не видно.
Фото №32. Летний снимок этой же выработки.
Фото №33. Ещё один ракурс этой же горы, на котором видно, что это именно “разделительный” элемент.
Фото №34. В продолжении серии фотографий с №31 по №33.
Эти три выемки расположены в самой высокой части города, почти уже на выезде из города, выше только перевал Уреньга (на трассе М5).
Цифрами 1 и 2 обозначены две выемки – “чаши”, которые я обозначил на фото №31 и №32, только это вид сбоку. Цифрой 3 я обозначил ещё одну выемку, которую я определил уже в процессе осмотра первых двух. Основная проблема здесь заключалась в поисках скруглений, перепадов и разделительных элементов, и нужного ракурса, чтобы это всё увидеть. Выемка №3 имеет значительный перепад высот. Она является очень протяжённой. На фото показана высшая её часть. В самом низу она выходит на городскую площадь и упирается в северо-западный склон Большого Косотура. Если прикинуть этот перепад в метрах, то где-то 150-200м. Полный снимок выемки №3 сейчас можно сделать только с воздуха. Но я нашёл одну старую фотографию, когда ещё было мало растительности – фото №35.
Фото №35. Выемка из предыдущего фото.
Фото №36.
Ещё один район частного сектора находится в центре выработки между гор.
Фото №37. Тот же район, что на фото №36, но с другого ракурса. Гора справа – округлая – фото №38.
Фото №38. Ещё одна округлая гора с цепочками домов частного сектора.
Фото №39. Цепочки домов частного сектора на ступенях одной из округлых гор.
Анализируя собранную информацию, вопросов почему-то меньше не становится. Почему “оставили” Косотур, если его можно было выбрать полностью. Тем более что глубина выработки в районе мет. завода и Северо-Запада намного больше. Немного это объясняется предметом поиска Древних. Следующий этап поиска – попытка выяснить какую руду они могли добывать здесь. Я сомневаюсь, что здесь добывали просто камни для сооружений. Хотя в некоторых объёмах наверно тоже. На это указывают другие находки.
Сооружения на острове Веры на озере Тургояк близ города Миасс выполнены из массивного плитняка, который по виду напоминает плитняк Большого Косотура.
Также по долгу службы я бываю в разных командировках, в которых иногда попадаются непонятные строения, сложенные из каменных плит в полигональную кладку. Но только они настолько старые, что уже не определить были ли они вырезаны из цельного камня или просто сложены и подогнаны по месту.
Во время похода на Большой Косотур летом я лазил по некоторым выемкам. Там были тоже интересные камни. Но с одной стороны я вижу, что камень срезан, а с другой там нет явных следов распила, настолько всё съедено эрозией.
Фото №40. Камни из выемки Большого Косотура.
Фото №41.Камни из выемки Большого Косотура.
Фото №42. Мегалитические сооружения на острове Веры. Сейчас там что-то типа музея.
Фото №43. Каменные плиты острова Веры.
акже в командировках я начал обращать внимание на местность, в которой стоят города. И очень много наблюдений связано как раз с древними карьерами. Это такие города как Юрюзань, Сатка, Бакал, посёлок Жукатау, Карабаш и другие (я уже не удивлюсь, если вся северная горная часть Челябинской области это один большой карьер). Сюда же можно отнести выработки в горных районах республики Башкортостан.
Ещё одна мысль пришедшая по ходу расследования. Основным градообразующим фактором является крупное промышленное предприятие – завод (любой). И по моим наблюдениям прослеживается некоторая закономерность: на месте древнего карьера обязательно стоит какой-нибудь современный завод, связанный с добычей руды или с цветной или чёрной металлургией. У нас – завод “Булат”, в Карабаше – медеплавильный комбинат, в Сатке – завод “Магнезит”… Совпадение? Или уже кто-то что-то знал и давал указания, где именно конкретный завод должен быть построен?
Но в любом случае поиски продолжаются. И за себя могу сказать, что чем дальше, тем мне интересней становится.
Продолжение следует….
Павел Носырев
.
Добавить комментарий
Комментарии
Присоединяйтесь к нам!
ЭНИО - товары
Новости НИЦ ЭНИО
Получать новости НИЦ "ЭНИО"
на свой e-mail !
.