Процесс воспитания детей постоянно обновляется и корректируется. К сожалению, не всегда в лучшую сторону.
Если сделать небольшой экскурс в прошлое и проследить, как менялся этот процесс, хотя бы на протяжении двух веков, то можно заметить большие изменения.
Если раньше, в семьях было нормой иметь четыре - пять детей, то сейчас норма один - два ребёнка, а семья, в которой три ребёнка считается многодетной.
Развитие инфраструктуры и технического прогресса имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Население планеты всё больше переселяется и концентрируется в больших мегаполисах, где оно с одной стороны обеспечивается всем необходимым, но с другой стороны становится зависимым и уязвимым.
Дети, выросшие в больших городах, вырастают изнеженными, часто не способны к труду и не ценят его. Им сложно понять, сколько вложено труда в выращивание и производство хлеба, овощей и других продуктов, которые в изобилии лежат на прилавках магазинов.
А всего век назад, дети к десяти годам умели делать достаточно внушительный список дел. Например:
- принести воды из колодца, принести дров, очищать и топить печь;
- варить каши, печь блины, готовить овощи;
- накрывать на стол, мыть посуду, убираться в доме;
- прясть, ткать, вышивать, вязать, стирать и полоскать бельё;
- кормить и поить ежедневно всех домашних животных, доить корову;
- сажать, полоть и поливать огород;
- собирать в лесу ягоды, грибы и травы, ловить рыбу.
В их обязанности входило следить и нянчиться со своими младшими братьями и сёстрами.
Сейчас же многие дети порой не в состоянии занять себя.
Со всех сторон льётся реклама и различные предложения по организации и проведению уик-эндов, дней рождений и праздников. Родители всё чаще обращаются к услугам аниматоров, компаний по организации праздников, тем самым не давая шанса детям реализовать собственное воображение.
Кругом удобства и сервис. За водой ходить не нужно, печь топить - необходимости нет, посуда моется в посудомоечной машине, бельё стирается в стиральной машине. Но что кроется за всеми этими благами цивилизации, что происходит с нашими детьми, с нашим будущим?
Дети отучаются познавать этот мир. Они ждут, когда кто-то придёт и займёт их чем-то, развеселит. Им стало сложно сконцентрироваться, просидеть на уроке 45 минут, занимаясь важным делом – обучением, своим образованием.
Каких-то 20 – 30 лет назад у детей редко возникали вопросы об обучении, для чего им нужно изучать тот или иной предмет, для чего нужно напрягать свою память. А сейчас, даже систему образования приходится подстраивать под игровую форму, иначе детям становится грустно и не интересно.
А ведь ни для кого не секрет, что без скучного и, на первый взгляд, бессмысленного заучивания материала порой не обойтись. И дело не в самой информации, а в процессе, в тренировке мозга в способности запоминать, усваивать и систематизировать.
Делая всё за ребёнка, оберегая от всего, сдувая с него пылинки, родители отодвигают процесс взросления и становления. Дети очень быстро к этому привыкают и начинают требовать ещё больше, перестают вообще что-либо делать. А ведь в жизни приходиться не только играть и веселиться, но и решать сложные, необходимые и порой неинтересные задачи.
Обучаясь и потребляя лишь готовое, требуя всё больших развлечений, насыщаясь, ребята быстро теряют интерес ко всему происходящему. Даже школьные программы сокращаются и упрощаются, детей отучают мыслить неординарно и креативно, подгоняют под определённые навязанные рамки и стереотипы.
Всё это ведёт к деградации.
Многие профессии ликвидируют, как не нужные. Тяжелый человеческий труд заменяется машинами и компьютерами. По логике, люди должны жить лучше. У людей должно появляться больше свободного времени, но этого не происходит. Многим приходится работать внеурочно, а порой и на нескольких работах, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
А сейчас обсуждается законопроект запрещающий работу по совместительству. Конечно же, преподносится такой законопроект, как забота о гражданах. Якобы люди, работающие в нескольких местах, сильно устают и не успевают восстановиться.
Если раньше в старших классах были так называемые учебно-профессиональные курсы, где каждый мог выбрать и попробовать себя в какой-либо понравившейся профессии, то сейчас это не доступно, такая система образования разрушена. Люди вынуждены работать там, где платят, а не в чём есть призвание.
Если сюда ещё добавить внешние факторы, такие как экологическая и медико-биологическая обстановки, подмена ценностей, то ситуация становится ещё печальнее.
Но, наряду со спадом общего уровня образования, появляются очень одарённые и продвинутые дети, уровень которых раньше был очень редким явлением. А сейчас таких ребятишек, не по годам сознательных, всё больше и больше.
С раннего возраста они знают, чего хотят, не боятся ни препятствий, ни трудностей. Обладают большой ответственностью и самоорганизацией. Показывают пример не только своим сверстникам, но и более старшему поколению.
Возможно, на примере таких детей будет правильно как можно раньше начинать объяснять всем остальным, что жизнь это не только игра и развлечения, что нужно стремиться познавать этот мир, не боясь совершать ошибки, умея над ними работать исправлять и не допускать в будущем. Что ценность человека заключается в том, что он знает и умеет делать, а не в том, сколько и чего он купил, во внешних проявлениях социального статуса. Что благодаря труду и собственным усилиям человек развивается и организовывает окружающее пространство, эволюционирует. Что причина недовольства текущим состоянием дел заключается в самом человеке, а не в окружающих его людях и внешних факторах.
Сейчас многое нацелено на то, чтобы люди как можно больше потребляли, как можно больше выполняли часто никому не нужную работу, меньше читали, изучали, меньше занимались саморазвитием, искали смысл своего появления в этом мире.
Кто-то решает за нас эти важные задачи и часто не на благо нашей цивилизации.
Чем раньше наши дети это поймут, тем быстрее будет меняться наш мир, в сторону разума и осознания.
Максим Большаков. Представительство НИЦ "ЭНИО" г. Екатеринбург
.
Добавить комментарий
Комментарии
Человек становится неуправляемым дебилом,неспособным решать настоящие трудности.Понятие Скука характеризует человека неспособного занять себя полезным делом.
Присоединяйтесь к нам!
ЭНИО - товары
Новости НИЦ ЭНИО
Получать новости НИЦ "ЭНИО"
на свой e-mail !
.